Удовольствие, возведенное в принцип
Большинство существующих средств информации, рассказывая о животных, вскользь
упоминают вопросы сложности взаимоотношений человека и животных. Как бы между
делом или в связи с очередной сенсацией, когда уже пожинаются плоды ошибочных
представлений в виде различных травм, а то и вообще летального исхода. То,
что животные относятся к категории домашних, не может служить само по себе
решением всех трудностей, возникающих в процессе совместной жизни.
Люди между собой не могут договориться и понять друг друга, несмотря на то,
что говорят на одном языке. Где уж тут добиться понимания живого существа,
лишенного речи. Тогда человек решил думать за двоих, определять чужие потребности,
желания, стремления и, соответственно своему разумению, удовлетворять их.
Правда, при этом он не забывает себя, любимого, щадит, избегая лишних нервных
потрясений. А они неминуемы, поскольку кошечка с собачкой не только радость
в доме, но и проблемы питания, содержания, размножения, воспитания и т. д.
Как гласит закон сохранения энергии, что ежели в одном месте чего-то прибудет,
то в другом неизменно убудет. Увы! Наряду с радостями общения владельца ожидают
многочисленные заботы, решать которые придется ему, как существу разумному.
Во всяком случае, так подразумевается, что он разумный, хотя случаи из моей
практики заставляют сильно в этом сомневаться.
Все домашние животные стали таковыми, потому что являются средством, удовлетворяющим
определенные потребности людей. При этом они делятся на используемых в пищу
и не используемых, деление это условное, здесь могут быть свои поправки, как
в конституции. В Индии, например, не едят коров, а у нас, в России, определенной
группой товарищей могут употребляться, в качестве закуски, кошки и собаки,
как в Корее или Китае. Четкое деление на категории съедобности может быть
в обществе, где свято соблюдаются вековые традиции, а где уж "нам уж
выйти замуж", когда "все смешалось в доме Облонских". О каких
традициях может идти речь, если только на памяти нашего поколения, еще сдававшего
зачеты по научному атеизму, выпала возможность видеть, как бывшие экзаменаторы
у алтаря свечками чадят. Кстати, подобная метаморфоза полностью опровергает
посулы гуманистов, что человек не может быть средством, а только целью. В
данной ситуации не только человек, а сам бог служит средством, на что тогда
нам, бедным людям надеяться. Но как говорил один из героев знаменитого фильма:
сейчас не об этом. Вернемся к нашим баранам и не только к ним.
В отношении людей к животным, предназначенным для удовлетворения пищевых,
бытовых и прочих потребностей, наблюдается интересная особенность: если животное
заболеет до срока, то хозяин не жалеет сил и средств для лечения. Вроде бы,
все равно один конец, но нет, владелец активно пытается спасти питомца. А
тем четвероногим, которым не суждено усладить желудок, уж как повезет. То
ли их хозяин попытается как-то помочь, облегчить страдания, то ли будет ждать
конца, но может и приблизить его, а есть и такие, что попытаются избавиться
от больного животного.
Чтобы не быть голословной, приведу цитату из газеты "Комсомольская правда"
за 2 июля 1999 г., статья В. Пескова "Пишем, что наблюдаем". Автор
цитирует письмо В. М. Борисова из Калуги, который пишет о своей кошке. "Наша
любимица оказалась в беде - неудачно прыгнула и попала в щель меж стеною и
стойкой забора. Мы прибежали на отчаянное мяуканье и нашли кошку висящей вниз
головой. Освободили. Но у кошки от травмы отнялась задняя часть туловища.
Она передвигалась, волоча тело с помощью только передних ног. Сестра, чтобы
не видеть страданий, решила отнести кошку в лес. Погоревала и, оставив кошке
краюшку хлеба, в слезах вернулась домой. Не помню, два или три дня минуло,
но видим вдруг во дворе нашу кошку. Мы остолбенели. Измученное, жалкое существо
глядело не нас по-прежнему преданными глазами. Как могла кошка проделать несколько
километров, волоча по земле свое тело? Мы все чувствовали себя виноватыми,
но ничего не могли сделать. Через несколько дней обнаружили кошку под яблоней
мертвой."
Вместо того, чтобы помочь кошке, хотя бы дать возможность элементарно отлежаться,
ее выбрасывают в лесу, не хотят "видеть страданий". С глаз они ее
убрали, а из сердца, из мыслей тоже изгнали? С глаз долой, из сердца вон.
Не всем подобное удается, этим владельцам удалось. Брошенное на произвол судьбы
больное животное - это первое звено в цепочке равнодушия людского, следом
за которым следуют брошенные дети и больные старики. Самое главное, что у
кошки был шанс выжить. Высокая пластичность и регенерирующая способность присуща
этим изящным зверькам, довольно уязвимым для многих других болезней, но в
отношении травм и их последствий они "впереди планеты всей". По
сути, эти владельцы убили свое подопечное животное, да еще и рассказывают
об этом. Оставили краюшку хлеба тяжело раненному плотоядному животному и когда
это кошки хлебом питались. Обрекли на голод, страдания от боли и страх одиночества
в чужом незнакомом месте.
Конечно, не все люди одинаковы и душевная черствость не является основной
характеристикой рода человеческого. Но все же… Все же…
Еще один случай поразительной, убежденной душевной тупости могу привести из
собственной практики. После операции у сравнительно еще не старой собаки,
семилетней суки боксера, в результате болевого шока развилось осложнение:
парез задних конечностей, недержание мочи и кала. При этом первичное заболевание(поликистоз
левого яичника, эндометриоз), послужившее причиной оперативного вмешательства,
оно как бы сошло на нет. Собака хорошо себя чувствовала, с аппетитом ела,
встречала приходящих в дом, ковыляя на задних лапах и вовсю виляя задом. Тяжелое
состояние, угрожающее ее жизни, миновало. Наблюдались последствия болевого
шока, поскольку собака ко всему прочему, оказалась еще и спинальницей, о чем
владелицы как -то не соблаговолили уведомить врача. Собака тяжело перенесла
в детстве чуму, ее парализовало на задние лапы, и свыше 10 дней она находилась
в барокамере. После операции старые осложнения и дали о себе знать. Конечно,
если бы я знала об этом, то ни в коем случае не отменяла бы сильные аналгетики
на второй день после операции, когда собака еще нормально ходила и оправлялась.
После их отмены собака начала выть от боли, а потом у нее развился парез и
недержание мочи и кала. Как и при травме, эти явления обратимы, послешоковое
состояние требует время для восстановления организма. Ну и конечно, нужно
лечение и уход.
Вот тут -то владельцы собаки и забастовали, нет, не будут они выносить горшки
за собакой, надо ее усыпить. Когда мне это было заявлено, я просто дара речи
решилась. Ведь у собаки благоприятный прогноз, хорошие послеоперационные показатели,
она поправится. Восстановление нервной ткани довольно медленное, но уже через
три недели, при лечении и уходе, начнется улучшение, причем, видимое улучшение.
Оно уже понемногу начало проявлять себя: недержание кала в течение недели
заметно уменьшилось и проявлялось периодически, а не как раньше, постоянно.
Три недели, взвизгнула владелица, три недели у нас будет эта вонь и грязь.
Нет, нет и нет, усыпляйте собаку и конец. Я отказалась усыплять крепкое и
сильное животное, с которым много работала, вложила столько сил и нервов.
Ну, хорошо, мстительно сказала хозяйка, я усыплю собаку в другом месте. В
другом месте не получилось, дорого брали за усыпление. И эти владельцы стали
ждать, когда собака умрет своей смертью, прекратив ее лечение. Прошло три
месяца, они звонят мне, сообщают, что собака продолжает болеть, правда, ходит
лучше и опять просят меня усыпить ее. В голове не укладывается, как можно
три месяца смотреть на больную собаку и ждать, когда она умрет. Напоследок
владелица сказала мне, что если еще возьмет собаку, то никогда ни за что не
будет лечить ее, это такие мучения. Зачем же тогда вообще заводить животное,
если не собираешься оказывать ему элементарную помощь. А самое главное в том,
что люди мучили себя и собаку в течение трех месяцев, когда можно было добиться
улучшения за гораздо более короткий срок и прекратилось бы это издевательство
над собой. Ведь все равно же приходилось убирать за собакой, кормить ее, выводить
гулять. Так не проще было бы еще и давать ей лекарственные препараты, а не
ждать конца. Вероятно, эти владельцы добились своего и усыпили собаку, я не
стала больше общаться с ними, потому что самым натуральным образом заболевала
после разговора.
Но как говорится, случай с этими дамами, это еще цветочки, а ягодки ждут впереди.
Они хотя бы не выкинули больную собаку на улицу, кормили, ухаживали за ней
и почему-то тупо и бесцельно отказывались от лечения. Как говорит один знакомый
ипохондрик, страдающий всеми язвами мира, тупость вообще присуща женщинам.
Вот после таких случаев перестаешь сомневаться в его словах. Но если выбирать,
уж пусть лучше будет тупость, только не подлость, причем, сознательная.
Несколько лет назад, на волне собачьего бума, среди нуворишей стало престижным
дарить элитных щенков. Одному из подобных представителей другой такой подобный
подарил щенка черного терьера, дорогущего, с шикарной родословной. Щенок был
необыкновенный, крупный, лобастый, с широченными лапами. Пока все шло хорошо,
щенка с гордостью демонстрировали гостям. А потом он заболел чумой. Меня вызвали
для консультации, насколько чума собак опасна для людей. Увидев щенка, я не
пожалела красноречия, чтобы убедить владельцев, что они находятся в полной
безопасности. Даже пыталась шутить насчет того, что человек может заразиться
чумой только от верблюдов, а ведь щенок - это точно не верблюд. Потом, хотя
меня никто и не просил, я подробно описала лечение. Старалась изо всех сил
растолковать доступно. Потому как, увидев владельца, поняла, что надо разъяснить
на самом элементарном уровне. Он был типичным представителем публики, которую
я называю толстомордые, а газеты почему-то лицемерно именуют "новыми
русскими". В дальнейшем, чтобы, как говорил классик, не рассердить "богомольной
важной дуры, слишком чопорной цензуры", я буду именовать владельца упитанным.
Щенка мне предстояло увидеть еще раз уже через два месяца. А там и узнать
подробности, так называемого, лечения. После того, как щенок заболел, его
выдворили из квартиры на балкон, где он и жил все это время. Его не лечили,
не выводили гулять, кидали корм, который он сначала ел, а потом перестал.
Ведь он был болен, и болезнь прогрессировала. Тогда о нем вообще забыли, а
больной щенок продолжал оставаться на балконе. Дело было в конце зимы, весь
февраль и март щенок жил на балконе, застекленном, конечно, но это еще не
повод оставить щенка без лечения. Какое крепкое совершенное создание, любой
другой на его месте давно погиб без лечения, а этот чудесный малыш умудрился
прожить два месяца.
Упитанный и его домочадцы равнодушно взирали на бытие больного щенка за пределами
их благополучной квартиры. В конце концов, не выдержали нервы у шофера упитанного
владельца, и он забрал щенка к себе, хотя никогда не имел собак и не собирался
держать их в квартире.
Кроткий, спокойный, тяжело больной щенок настолько проник в сердце шофера
упитанного, что он забросил свои дела, все силы и средства бросил на спасение
щенка. Но несчастный малыш уже больше двух недель ничего не ел, щенкам нельзя
так долго голодать. Гепатоциты - клетки печени, в этом случае замещаются жировыми
клетками, и начинается жировая дистрофия печени, которая и так прогрессировала
у щенка из-за болезни и эндотоксикоза.
После первых трех дней лечения щенок почувствовал себя немного лучше и даже
проявил интерес к еде, съел несколько кусочков парной, мелко порезанной говядины.
Но на следующий день его вырвало не переваренными кусочками этой говядины,
а еще через день он умер. Последние дни своей жизни он был окружен такой заботой,
уходом и любовью, какие не каждому выпадают, не только животному, но и человеку.
Но конечно, это вряд ли компенсирует черствость и подлость, проявленные ранее.
Животные, живущие на улице, предоставлены самим себе, своей тяжкой судьбе
и различным превратностям жизни. Попали они на улицу по вине людей, но уже
как-то приспособились к своей жизни, в каком -то смысле окрепли. Среди дворняг
доминирует естественный отбор, а не людская воля. И это даже к лучшему, жизнестойкость
их не в пример выше в сравнении с породистыми животными. Но когда превратностям
судьбы предоставлено домашнее животное, то всегда возникает вопрос, зачем
вы его взяли. Зачем, если не собираетесь заботиться о нем. Неужели до сих
пор не известна аксиома: животные - это не живая игрушка. Это живое существо
со всеми присущими ему достоинствами и недостатками, обменом веществ, потребностями
в еде, уходе и лечении в случае болезни. У него может быть хороший или дурной
характер, бесшабашная смелость или немыслимая трусливость, потребность одиночества
или неописуемая общительность, неутолимая активность и игривость. Все может
быть, это же живое существо, такое же создание природы, как и человек. Оно
так же чувствует боль, страдает, мучается от голода и холода. Как можно поиграться
с животным и выбросить, как надоевшую игрушку. Безответственность в отношении
животных и окружающих людей - это же все звенья одной цепи.
Неужели не дано понять, что общение с животными это не только удовольствие,
а, прежде всего - ответственность. Не зря же поэт назвал животных братьями
меньшими, подразумевая, вероятно, что человек - брат старший и должен отвечать
за младших. Ведь мозг имеется у многих живых существ, но только человеку дана
возможность осознавать свои мысли, поступки, дела, а, следовательно, и свою
ответственность. Кому много дано, с того больший спрос. Мыслительные возможности
предоставлены природой человеку не для потребления удовольствия, а для осознания
и ответственности. Начинается все с личного, с ответственности за своих детей,
зверей, домочадцев, работу, а заканчивается окружающим миром. Если и дальше
продолжать жить в свое удовольствие, разрушая мир вокруг себя, то это тупиковый
путь. Любое зло имеет привычку возвращаться, будучи возведенным, в степень.
Елена Дубровина